- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  ТЕАТР им. Гоголя  /  АФИШИ  /  ИВАНОВ  /  отзывы зрителей о спектакле "Иванов"  /  Леонид НОВИКОВ  

 

о спектакле "Иванов" 

 

   Спектакль: «Иванов»

   Театр: Театр имени Гоголя.
   Дата: 13 марта 2008 года. 

 

 

 

Спектакль «Иванов», идущий строго один раз в месяц, значится в репертуаре Театра имени Гоголя. Этот театр находится неподалеку от Курского вокзала, и видимо именно из-за этого неприятного соседства (вспоминается подземный переход под Курским вокзалом) незаслуженно игнорируется истинными ценителями театрального искусства и многими нашими театральными критиками.

 Находясь на периферии театральной Москвы там, довольно часто ставились невероятные по глубине восприятия и яркости актерского исполнения спектакли. Не исключением стал и спектакль «Иванов» А.П.Чехова, получивший в свое время (1998 год) премию Московского Правительства.

Этот спектакль я смотрел второй раз. Впечатления от первого просмотра (смотрел практически сразу после премьеры) давно стёрлись в моей памяти, а если быть до конца честным, то впечатлений почти не осталось. Посему, мой второй культпоход получился как премьерный просмотр с предвкушающим чувством наслаждения и получением новых театральных открытий и эмоций. Кроме того, сейчас эту пьесу Чехова, я стал воспринимать иначе. Раньше было скорее любопытство и постижение драматургии Чехова, сейчас уже анализ с разбором душевного состояния главного героя пьесы - Иванова. 

 Это сейчас я знаю, что пьесу Чехов написал из-за нужды в деньгах, так как в то время было выгодно писать большие пьесы, поскольку платили неплохие деньги. Знаю, что пьеса написана за каких-то десять дней на спор и поставлена в частном театре (театр Корша), так как для постановки в императорских театрах надо было проходить цензуру. В то время пьеса прошла три раза и успеха у публики не имела. Выкидывая всё это из головы, могу смело сказать, что пьеса то не такая уж и легкомысленная. А в чем её гениальность, в чем загадка? В самом Иванове. Я сейчас пытаюсь понять, кто же такой этот Иванов, почему он не такой как все. Казалось бы, Иванов мог просто жить, не задумываясь ни о чем. Но нет, он ищет какой-то ответ и терзает себя вопросами, а не подчиняется простой формулировке нынешней жизни «живи тем, что есть». Я постоянно задумываюсь над тем, почему мне интересен Иванов именно сейчас, и пришел к мнению, что видимо, я дозрел до понимания Иванова. Кроме того, до спектакля театра Гоголя, я посмотрел два совершенно разных по стилю и сценическому направлению спектакля по пьесе Чехова (спектакли Санкт-петербургских театров: Небольшого драматического театра и «Такого» театра). И в каждом из этих спектаклей (режиссеры и актеры) искали своего Иванова или даже Ивановых. Вероятно, и ко мне пришло время Иванова: время осмысления, время анализа, и время самооценки.

Теперь о самом спектакле. Несмотря на великолепный спектакль, зрителей было немного (заполнение зрительного зала процентов на 20), но это в последние годы для театра им. Гоголя явление обыкновенное. Была опять занавеска (как в начале 90-х годов), которая уменьшала зрительный зал и создавала непринуждённую атмосферу камерного зала. Кто помнит, зрительный зал разделялся пополам занавеской, и оставалось только 15 рядов партера без амфитеатра.

А сам спектакль меня сразил. Сразил своей мощью, жизненной энергией и молодостью, и было совершенно непохоже на то, что он играется уже около 20 лет (пенсионный возраст для спектаклей), а он всё ещё живёт. Этот спектакль действительно живой организм, который рождается раз в месяц и умирает с тем, чтобы родиться в очередной раз. Далее мной будет предпринята небольшая попытка раскрыть секрет долголетия спектакля и дать небольшой анализ увиденного.

 

 

 

Ранее в своих постановках С.Яшин удачно подбирал фон и стиль спектаклей, и этой находкой он создавал состояние (душу) спектаклей, наполняя их удачным музыкальным сопровождением. С. Яшин часто использовал подобные ходы в своих прежних постановках, но воспоминания об этом ещё больше померкли и рассеялись, при просмотре его «Иванова» (я пока не видел спектакля «Последние»).

Основная заданная нить спектакля - это душевные переживания главного героя - Иванова. В этой постановке пьесы всё подчинено лишь одной цели – показать и передать душевные переживания, смятения и тревогу Иванова.

Душевные переживания Иванова медленно через весь спектакль достигают своего внутреннего неразрешённого конфликта в финале спектакля и как итог душевного апогея выплёскиваются наружу. Душа Иванова мечется, скрипит, плачет и, в конце концов, разрывается. Иванов в исполнении О.Гущина мэтра театра Гоголя представлен уставшим, обессиленным и утомлённым, человеком, уставшим от сомнений и давящейся ответственности. Передать, преподнести зрителю образ Иванова способен не каждый актёр. О.Гущин – это смог, смог по одной простой причине, он всегда живёт в этом образе.

За его видимой мужественностью виден несчастный человек, стоящий на самом краю бездны и пытающийся сохранить душевное равновесие. Но его потуги найти гармонию и понимание окружающих жалки и убоги, как в лице общественного мнения, так и в его собственных глазах. Он действительно сильно и глубоко утомился от тех внутренних душевных переживаний, что уготовила ему судьба. С. Яшин показал только попытку ухватиться за соломинку, удержаться, впрыгнуть в душевное равновесие. Но и эта последние жизненные потуги не получаются у Иванова. Не понимает его окружение и не хочет понимать, а правильно сказать: не могут они понимать Иванова.

Финал чеховской пьесы оригинален: обессилевший от внутренней борьбы Иванов не застреливается, а уходит за призраком своей покойной супруги Сары (блистательная роль примы театра Гоголя - С.Брагарник), тем самым, наталкивая на мысль о получении долгожданного душевного спокойствия и, тепла действительно близким человеком, но в ином пространстве и измерении. Только там, в состоянии душевного тепла и понимания, он может успокоиться, без ожидания каких-либо ответов на свои вопросы.

Сцена спектакля выполнена в виде большого поля. Зелёное поле, как широта русской души – противоречивая, сомневающая, плачущая, темпераментная. Рампа сцены оформлена панорамой средней полосы России с церквями, дорогами, полями и нескончаемыми далями. Широта просторов, широта непредсказуемой, плачущей, постоянно сомневающейся и думающей русской души. Настоящий облик интеллигентного русского человека.

Хочется ещё раз дополнительно высказаться об актере, играющего Иванова. Сколько уже сказано и написано про Олега Гущина. О нём можно ещё сказать многое, но мое восхищение перед актером выражу фразой: «этот актер – подлинный». И дело не в личных симпатиях к актёру, а в том, что он способен передать внутреннее состояние главного героя, прожить вместе с ним отрезок жизни. Ему всегда веришь, с ним проходишь путь душевного неспокойствия, поиска и самоанализа. Ему ни в коем случаи нельзя не поверить. Сколько не смотрел его спектакли – он живёт каждый свой спектакль, а не существует. Такой у него и Иванов. Именно в спектакле «Иванов» виден образ глубоко несчастного человека, стоящего на самом краю бездны.

Не могу не рассказать о школьниках, вероятно учеников 5-6 классов, пришедших на спектакль. Было удивительно, но обычно галдящие в театре школьники в этот раз были притихшими, а на поклонах дружно встали и восклицали «БРАВО».

Сейчас, по прошествии 20 лет, можно сказать, что без Гущина, Брагарник, Алексеева без их внутреннего магнетизма такого «Иванова» у театра им. Гоголя не было бы. Как объяснение, говорю, что именно в такого класса актерах и заключена истинная сила театрального искусства. Это можно сказать и о других актёрах участников спектакля. И спектакль всегда живёт. Вот она натуральная сила театрального искусства.
 
 
С Уважением,
Леонид Новиков
 
Апрель-июль 2008 года.

Использование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Ф. Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, редактор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS