- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  Интервью с Олегом Гущиным  /  Интервью №5  

 

 

 

 

АКТЕР ВНЕ ОБРАЗА

 Что можно сказать об актере? Родился, учился, женился, еще тогда подавал надежды, получил (или не получил) звание заслуженного, стал (или не стал) модным, наконец, сыграл Гамлета. Или не сыграл - такие встречаются чаще. Но о чем это расскажет? Актера надо видеть.

Олега Гущина надо видеть. Надо видеть его отчаяние, его боль, его страсть. Надо видеть, как он умеет быть одиноким, счастливым, запутавшимся, смешным. Вы скажете: это должен уметь любой актер. Может быть.

Карандышев в "Бесприданнице", Фрэнсис Скотт Фицджеральд в "Костюме для летнего отеля" Теннесси Уильямса, старший сын-алкоголик в пьесе О`Нила "Долгий день уходит в ночь", Иванов у Чехова - Гущину везет на роли неудачников, мучающих себя и окружающих. Характреные роли редки. Взгляд у него что ли такой - уставший, невеселый? Или пластика сломленного человека очень уж у него убедительна? 

Он никогда не хотел быть актером. Летчиком - да. В крайнем случае готов был работать полярником. Но не космонавтом, не мороженщиком и не актером. И в театральный решил поступать случайно. Сегодня Олег Гущин, заслуженный артист России, все еще сомневается: "Может быть я не своим делом занимаюсь? Хотя из всего, чо я умею, лучше всего я делаю это".

 Из-за латышского акцента (родился в Риге) он не смог поступить в ГИТИС с первой попытки. Сейчас этот акцент почти неощутим, так -  манера речи, чуть вкрадчивая, со смягченными гласными. А тогда сказали: "Говор у Вас, молодой человек". Ничего, на следующий год поступил. Курс тогда набирал Эфрос. После учебы в ГИТИСе, неудачной работы в одном из рижских театров, множества ролей в Свердловском ТЮЗе Гущин приехал в Москву. Здесь его работа началась с книги Эдички Лимонова. Безработный Гущин взял у кого-то из друзей роман "Это я - Эдичка", прочитал, а через несколько дней ему позвонили из Театра Гоголя и предложили прийти на прослушивание. Спектакль "Это я - Эдичка". Главная роль.

 - Мне так близко оказалось его одиночество... Неважно, как я отношусь к Лимонову, но тема... Я считаю, это один из лучших современных романов про одиночество и про любовь. С этим матом... Да, мы тоже играли с матом. И я играл абсолютно голым в некоторых сценах. Но это было естественно, необходимо было показать, до какой степени отчаяния может дойти человек.

  - Вы не отождествляете себя со своими пресонажами?

  - Нет. Если меня просят поздравить кого-то, я и двух слов не могу связать. Даже если нужно встретиться с кем-то по делу, мне приходиться брать какой-нибудь образ.

  - Какой образ Вы взяли сейчас, для этого интервью?

  - Сейчас я человек вне образа. Вне себя и вне образа.

Актеры редко выходят из образа.  Наверное, им легче из себя выйти. И постепенно образ приклеивается к ним намертво, не отодрать. Они и сами, кажется, в конце концов начинают путаться - кто царь? кто раб? кто герой? - и начинают говорить чужие слова, жить чужими чувствами.

Гущин абсолютно искренен. И "в образе" и вне его. Как написал кто-то из театральных критиков про "Знак батарей Красного Дьявола" Теннесси Уильямса, "этот спектакль - о разрывающемся от любви сердце главного героя". "Разрывающееся от любви сердце" - это про Олега Гущина.

  - У меня так: чем в жизни хуже, тем лучше получается на сцене. Театр дает прекрасную возможность существовать в другом мире,  в мире грез, в мире иллюзий. Я понимаю, что это не всегда получается, но иногда это приносит удовольствие. Но в принципе я театр не люблю, не люблю как систему: все эти репетиции, отношения. Люблю только один момент: выходишь на сцену  - и все, и ничего больше нет вокруг. А еще знаете, я очень люблю поклоны. Я получаю удовольствие, мне легко, что все уже закончилось. А бывают страшные поклоны, когда тебе так стыдно - стыдно перед собой, зрители, может быть так и не поняли...

 - Провалы были?

 - По собственному ощущению - да. Был один спектакль Теннесси Уильямса "Знак батарей Красного Дьявола". Я там играл певца - мексиканца. И считал эту роль своей неудачей, но сейчас понял, что она необходима была.

 - А любимые роли?

  - В общем, все любимые. Карандышев в "Бесприданнице" - одна из самых любимых. Один человек хорошо сказал: сила этой роли  в твоей слабости. Карандышев слаб, но он такой силой обладает... Да, над ним смеются, и он слаб только из-за того, что уязвим. Потому что он влюблен, а влюбленного человека всегда можно поймать. Когда ты не влюблен, ты же можешь делать все, что хочешь. Тебе нечем дорожить. Вообще искусство занимается разбором слабостей человеческих. Самое лучшее создано именно тогда, когда человек находится на грани... Вот  Фицджеральд в "Костюме для летнего отеля" мне был очень интересен, а сейчас уже не так люблю эту роль. Ну проходит же любовь к какому-то человеку. Как объяснить - ну прошла. А бывает наоборот - раньше я не любил "Долгий день уходит в ночь" О'Нила. А года полтора назад вдруг понял, что мне нравится эта роль. И вдохновение бывает. Там во втором акте у меня получасовой монолог. Был спектакль, когда я перед выходом выпил бутылку водки.

 - И режиссер был не против?

 - Но это же эксперимент. Я же сознательно это делаю. Подобный эксперимент я ставил еще в Свердловске, когда играл Зилова в "Утиной Охоте" Я сказал режиссеру: " Давай я на прогоне напьюсь по-настоящему, я хочу прочувствовать все". И я там пил во время сцены. Я пил, пил и отключился. Но главное, я запомнил физику поведения, пластику.

 - И часто вы так экспериментируете?

 - Так - нет.

Гущин отказывается сниматься в рекламе. Тарковский, говорят, встретил однажды своего однокурсника и начал спрашивать: "- Как дела, что сейчас снимаешь?" "- Я сейчас одну залепуху делаю на заказ, - ответил однокурсник, - мне это абсолютно неинтересно, но надо, я вот ее сниму - и потом начну делать настоящее кино". "- Да?",- спросил Тарковский.  "- А ты думаешь, что оттуда возвращаются?"

 "Оттуда" вернуться почти невозможно. Психология меняется. Да и всю жизнь ассоциироваться с рекламой бульонных кубиков Гущин не хочет.

 - Знаете, мне 41 год. Столько сил, столько нервов и жизни положено, и не только своей - и вдруг я возьму и начну сниматься в рекламе, чтоб заработать. Нет уж. Я так для себя решил: иди своим путем, бей в одну точку. Что-нибудь да получится. Знаете, весь ужас нашей профессии в том, что в любом случае что-нибудь да получается.

Ксения Рождественская

Копирование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Фёдору Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, администратор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS