- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  ТЕАТР им. Гоголя  /  АФИШИ  /  Театральный роман  /  Лев Семеркин  

 

 

 ЛЕВ СЕМЕРКИН

Максудов – это я.

«ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН», К.Богомолов, ТЕАТР им. ГОГОЛЯ, 2007г. (4)

Сложилось впечатление, что это очень личная постановка молодого режиссера. Когда ставят не «вообще», а «про себя», это цепляет зрителя. Как правило, цепляет, но в данном случае меня не зацепило.
Режиссер Богомолов выделил в романе главную ось: Максудов - Иван Васильевич. Два полюса. На одном полюсе – «я», на другом – «не-я», там собрано всё неправильное, всё что мешает. Два антипода. У одного комплекс неполноценности, у него нет ничего кроме таланта. У другого комплекс сверхполноценности, даже мания величия («я – один режиссер»), у него есть всё, есть все возможности, но он занимается чем угодно, только не основным делом (режиссурой) - учит, теоретизирует, руководит. И сам не ставит спектакли и мешает ставить другим.
Даже МХАТовское двуначалие, шутливо воспроизведенное в книге, как одна из самых ярких красок абсурдного существования Реалистического театра, здесь оказалось совершенно лишним. Богомолов упрощает ситуацию, выпрямляет роман под режиссерскую концепцию. Аристарх Платонович и Иван Васильевич обьединены в один образ, он и в Ганге купается и в Сивцевом проживает и единолично руководит театром (в основном заочно - по переписке и из дома).
Концепция подчеркнута очень точным, «говорящим» распределением ролей. В роли Максудова Ильяс Тамеев, совсем молодой актер, выпускник РАТИ (курс Марка Захарова), очень активный, заметный в дипломных спектаклях
«Бригадир», «Калека с острова Инишмаан». Здесь у него совсем другая не-захаровская роль, страдательный герой, жертва театрального абсурда. Тамеев выглядит неуверенно, что с одной стороны хорошо -вписывается в характер персонажа. Но с другой стороны «играть неуверенно» и «играть неуверенного» далеко не одно и то же.
В роли Ивана Васильевича – настоящий «первач», первый артист театра им.Гоголя Олег Гущин. Он в день спектакля 8 сентября отмечал 50-летний юбилей и был поздравлен главным режиссером Яшиным, телеведущим Вульфом и небольшим капустником актеров. Юбилей тоже вписался в образ Ивана Васильевича.
Гущин – актер крупный во всех отношениях. Он прет как танк, Иван Васильевич заполняет собой весь спектакль,
вытесняя оттуда тщедушного Максудова, буквально вытесняет его со сцены в зал

 (Максудов садится среди зрителей), а потом вытесняет и из зала тоже (Иван Васильевич садится среди зрителей и даже оттуда забирает все внимание себе). Максудову остается только «уйти из жизни». Может самоубийством он наконец обратит на себя внимание – не тут то было, Иван Васильевич отвечает на самоубийство классическим «не верю» и опять оказывается в центре всеобщего внимания. Искусство и искусственность побеждают жизнь.
Показателен разговор Максудова с Бомбардовым в начале второго действия. Максудов - салага, «службы не знает». Бомбардов – бывалый, «службу знает», он раскрывает закулисную механику театральной жизни, где всем управляет вовсе не служение высокому искусства, а личные амбиции.
Но «не в коня корм». Максудов узнал некоторые «тайны», но не понял. Между «знать» и «понимать» огромная разница. Максудов так и остался вне игры.
Очень хороша сценография Елены Качелаевой. Стеклянные панели с текстом – листы рукописей, на которых «проступают» герои и сцены. Это отлично срабатывает в начале спектакля в максудовских сценах, но появление Ивана Васильевича отодвигает на второй план и сценографию.
Таким образом придуман и выстроен спектакль внятно, основная концепция дополнена булгаковской фантасмагорией, игровыми театральными эпизодами (замечательным котом в первых сценах, девушкой в роли дедушки). Чего же еще?
Согласно программке, в текст «Театрального романа» добавлены не только записи репетиций Станиславского, но и личные воспоминания участников спектакля. Для зрителей, которые не бывают по ту сторону рампы, всё это выглядит междусобойчиком для своих, понятным только тем, кто «в теме».
Сделать своё личное индивидуальное интересным для другого человека, для зрителя с улицы это особый талант, своего рода «контактность». Вот ее и не хватило режиссеру. Концепция понятна, бедняга Максудов понятен, но сочувствия не вызывает.


 Два театральных романа, «гоголевский» и «табакерский».

Все неудавшиеся спектакли похожи, каждый удавшийся - удачен на свой особенный манер.
«Театральный роман» смотрел на следующий день после
«Затоваренной бочкотары» в табакерке. Оба спектакля не удались, ИМХО. Что позволило отвлечься от индивидуальности авторов и режиссеров и заметить особенности двух театров и двух трупп.
Актеры театра им.Гоголя - крупнее, выглядят более матёрыми, хотя и потертыми.
Актеры табакерки – маленькие, точно масштабированы под размер зала. Но выглядят свежее и пушистее.
Дворовые коты и кошки и домашние котики и кошечки.
Вот два самых наглядных экземпляра:
Иван Васильевич (Гущин) – наглый хищный котяра.
Лаборантка (Миримская) – забавный котенок, наряженный старушкой.
Одни живут в тепличных условиях популярного театра, за широкой спиной «Ивана Васильевича» (Олега Павловича). Не испытывают проблем с заполняемостью зала, обеспечены вниманием критики, гастролями, золотыми, хрустальными и прочими призами.
Другие же закалены необходимостью играть в полупустом зале, держать внимание случайных зрителей. В жестких дворовых условия и актеры становятся крупнее, мощнее, витальнее.
Кстати обнаруживается и множество дополнительных смысловых нитей, связывающих два театра.
Они ведь и расположены совсем рядом, если смотреть по карте. У Садового кольца.
Но, существенный момент, по разные стороны Садового кольца, табакерка - внутри, театр Гоголя - снаружи.
От метро к табакерке ведет культурная дорога, отмеченная памятниками - от Грибоедова к Розову-Володину-Вампилову.
А в театр Гоголя ведет вонючая клоака на задворках Курского вокзала.
Два актера (Шибанов и Миллер) только что перешли из театра Гоголя в табакерку и как раз были заняты в «Затоваренной бочкотаре». И в точном соответствии с новым местом работы они сразу уменьшились в размерах Миллера в театре Гоголя я видел только раз, а Шибанов был ведущим актером на протяжении несколько лет. «История солдата», «Черное молоко», «Записная книжка Тригорина», «Бешеные деньги», «Роман с кокаином» - крупные, заметные, главные роли, отборный репертуар. В табакерке он сменил амплуа, перешел с ролей героев на небольшие характерные роли.

Ко всему прочему, оказалось, что и режиссер Богомолов приглашен в табакерку ставить «Процесс» по Кафке.
По-моему, очень вовремя. После «Театрального романа» очень полезно оказаться в недрах, если не самого Реалистического театра, то его филиала. В непосредственной близости от «Ивана Васильевича наших дней». Там как раз и можно «узнать службу», там можно получить урок «контактности» из первых рук.

2007-09-18 12:15:00

 /источник - ЖЖ, http://lev-semerkin.livejournal.com/117568.html/

Копирование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Фёдору Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, администратор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS