- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  Интервью с Олегом Гущиным  /  1998, "Земе"  /  "Земе,"№6/9, 1998  

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

Анжела Гаспарян. Гражданин Латвии, заслуженный артист России. (Земе, 1998, 6/9, с.3)

Впервые он переступил порог театра в 20-летнем возрасте. Поздновато, пожалуй. Но это, видимо, определило его судьбу раз и навсегда. В Русской драме шла "Утиная охота". Те, кому сейчас под сорок, помнят этот потрясающий спектакль. Запомнил его на всю жизнь и он - Олег Гущин.

Детство его, вполне босоногое, прошло в Болдерае. Отец в молодости служил матросом на корабле  - дома бывал нечасто. А позже, в зрелые годы, занимал высокие инженерные должности, что тоже требовало максимольной отдачи, сил и времени. Мать происходила из многодетной латышской семь: 9 братьев и сестер - такое в наше время не каждый день встретишь. И в полном соответствии с национальным менталитетом все - певуны и певуньи, словом, маленький домашний хор. Вот, собственно и все, что определило культурно-музыкальное образование Олега. В школьном аттестате по пению, правда, до пятерки не дотянул, четверка была и по физкультуре. Ну а по всем остальным предметам, как это водится у беспокойных и неусидчивых мальчишек - государственные оценки. Тем, не менее, не страдая ложной скромностью, документы в университет он подал на факультет журналистики. И так как не любил идти проторенными тропами, то и тему сочинения, связанную с военной проблематикой, раскрыл по-своему, проявив при этом политическую неподкованность. 

Два года пришлось отдать службе на Украине. К концу срока все чаще задумывался - надо было определяться в жизни. Вернувшись в Ригу и в общем-то случайно попав в театр, понял - это то, чему он хочет посвятить себя. Однако, в ГИТИС с первого раза он не попал. Через год, с маниакальной настойчивостью, опять отправился в Москву. На этот раз повезло больше - приняли условно, на последнее, 22-ое место. "Вот способ сделать последнее место первым", - сказал кто-то из великих.

ОЛЕГ ГУЩИН:   В Риге был ТЮЗ, в нем - главный режиссер Шапиро. Он пригласил меня, выпускника московского театрального института, на работу в совй молодежный театр. Но, к сожалению,  не сложились у нас с ним взаимоотношения. По какой-то причине, - теперь и не скажешь. Видимо, стиль его руководства был слишком авторитарным, а характер молодого артиста - взрывным и не терпящим над собой никакого диктата. Короче, проработал я у него всего три месяца. Моя жена - режиссер телевидения и документального кино - предложила поехать к ней на родину, в Свердловск. Там, как и во всяком крупном городе, тоже был Тюз. Он и стал, фактически, моей первой серьезной школой. А первым серьезным спектаклем - "Прощание в июне" Вампилова. Через год состоялись феерические гастроли в Риге, бешеный успех. Это было тем более приятно, что происходило в городе, где я родился и вырос, как будто я сумел доказать всем, кто меня знал, на что способен. Роль, которую я исполнял, специалисты признали лучшей работой года в Союзе.

Молодой актер прожил в Свердловске шесть лет. И если первые четыре года из них неизменно приносили удовлетворение, то потом наступил, как он сам говорит, жуткий кризис. Причем сразу на всех фронтах. Приглашение в Москву на съемки фильма развязывало - так ему казалось- много сложных узлов. Поэтому, отснявшись, он решил остаться в российской столице. Со Свердловском было покончено навсегда.

ОЛЕГ ГУЩИН:   Московский театр имени Гоголя уже давно не собирал полных залов. Все как-то застыло, устоялось, старый репертуар не привлекал зрителя. Требовался порыв свежего ветра, и он задул с приходом нового режиссера Сергея Яшина. Решено было делать спектакль по пьесе Владимира Максимова "Там вдали, за бугром" (сцены из эмигрантской жизни), написанной по мотивам романа Э. Лимонова. На главную роль пригласили... меня. Такое точное попадание в цель случается раз в жизни. Я был счастлив. Для меня этот спектакль - самый дорогой, он дал мне импульс, заставил поверить в собственные силы, когда, казалось, все было кончено. Он игрался почти шесть лет, и вместе с Эдичкой остался в театре и я. Мне повезло: за эти годы я исполнил шесть главных ролей, каждый год - по новому спектаклю.

Пьеса выдающегося американского драматурга Теннесси Уильямса "Костюм для летнего отеля", где я сыграл роль писателя Скотта Фицджеральда, окончательно повернула публику лицом к театру, его популярность среди московских зрителей стала неуклонно расти. Основной конфликтный узел пьесы – сложные отношения (дружба-вражда) двух великих писателей – Фицджеральда и Хемингуэя и история любви-ненависти Фицдеральда и его жены Зельды (ее замечательно играет Светлана Брагарник, кстати, тоже рижанка). В сущности, этот спектакль опять об одиночестве, о невозможности сосуществования двух талантливых людей, несмотря на связывающую их безумную любовь.

Потом была роль Джейми, старшего сына, в спектакле по пьесе Юджина О'Нила "Долгий день уходит в ночь", с которым труппа объехала все Соединенные Штаты, познав в полной мере, что такое успех. Именно тогда Гущину предложили поработать в Америке, пригласив на роль в одной из бродвейских постановок. Он отказался. "Признание американской публики никогда не станет для меня равноценным признанию нашего зрителя - лучшего зрителя в мире, чуткого, глубокого, интеллигентного. В сущности, американцы мне чужды".

Чисто русский тип показал Гущин в образе Карандышева в "Бесприданнице". И если в знаменитом фильме Эльдара Рязанова "Жестокий романс" Андрей Мягков сделал своего героя бесхарактерным и завистливым ничтожеством, то в трактовке артиста Гущина Карандышев, напротив, становиться совестью, главным нервом постановки. "Трудно сейчас сказать, каким видел свой персонаж сам Островский, но мне он представляется именно таким - честным, чистым, глубоко любящим и глубоко страдающим человеком, удивительно сильным в своей слабости."

ОЛЕГ ГУЩИН: Возможно вас поразит то, что я сейчас скажу. Я не люблю театр. То есть я его не люблю, как организм, в котором гнездится множество болезней и пороков. Зависть, интриги, женские капризы, бесконечное соперничество... Сколько талантов погрязло в трясине, отдав себя этому чудовищу, этому Ваалу, именуемому театром. Кто-то не справился со звездной болезнью, кто-то оказался слаб перед многочисленными искушениями. Ведь актеры - очень трогательные и беззащитные существа, каждый из них по-своему уникален. Но сильная воля, внутренний стержень, постоянная объективность - не те качества, которые присущи людям театра.

Среди моих друзей нет актеров. Предподчитаю в свободное время общаться со спортсменами, бизнесменами, врачами. В Риге живет друг детства, Володя Шулаков, журналист. Он и по сей день остается для меня одним из самых близких по духу людей.

А актеры, они могут жить одной семьей в условиях студийного театра. Вместе мыть полы, варить картошку, репетировать и играть... Но это время - иллюзий и безграничного доверия - длиться недолго. Кто-то выбивается из ряда, становится "звездой", получает звания, а кто-то остается незамеченным, одним из множества лиц актерского студийного братства. С поторей равенства появляются зависть и соперничество. Я всегда бежал от студийности. Театр, считаю, должен изначально держаться на именах, на которые ходит публика. И именно под них должен подгоняться репертуар.

Пару лет назад Гущин получил письмо от одной женщины, доведенной обстоятельствами до опасной черты, за которой - бездна. От рокового шага ее уберег, как ни странно, именно пресловутый Эдичка. После спектакля "Там вдали за бугром" она заново пересмотрела всю свою жизнь, а заодно и духовные ценности. И поняла нечто такое, что заставило ее примириться с судьбой и найти свое место в этом мире. Олег убежден, что хотя бы ради этого единственного случая стоило стать служителем Мельпомены.

Сейчас в театре премьера - "Иванов". Почему не что-то современное, животрепещущее? Что нового можно разглядеть в неоднократно ставившейся большими художниками чеховской пьесе? Разве время не диктует актерам и зрителям свои условия?

ОЛЕГ ГУЩИН: Был период, и назывался он перестройка, когда театр, потеряв всякие ориентиры, стал соперничать с периодическими изданиями, выдавая на потребу сиюминутной актуальности вещи-однодневки. А вечные темы, глубокие размышления о цели и смысле жизни, о ценностях истинных и мнимых, остались в классике. Народ соскучился по настоящей литературе, настоящему искусству. В общем, театр должен был переболеть, а теперь он выздоравливает.

То, что происходит сегодня в России и бывших союзных республиках - крушение прежних идеалов, страшная психологическая ломка, душевная опустошенность, экономические трудности, - все это когда-то уже случалось в истории и отражалось в классической литературе. К несчастью, люди предпочитают не делать выводов из прошлых ошибок. Я не понимаю, почему в разъединении ищется истина, когда история не раз убеждала человечество - только в единстве наша сила. Я не понимаю, почему на моей родине, в Латвии, людей делят по национальному признаку и почти половина населения не может получить гражданства страны, в которой выросла, трудилась, и кстати, отдала свои голоса за ее свободу. Литва сумела подняться над национальными предрассудками, дав равные права всем своим детям. А ведь и латыши, и русские искренне верили, что вслед за освобождением наступит новая, лучшая жизнь. Иллюзии растаяли как дым. И еще. Как можно объяснить двойной стандарт в правовых вопросах? Почему живущим на Западе предоставляется двойное гражданство, а живущие в России латыши не могут быть одновременно гражданами России и Латвии.

Но народ уже начинает понимать, что нельзя строить свое благополучие, притесняя других. Политика разобщения - это удобный выход для недееспособных властей, бесталанных руководителей. Я верю, что скоро наступит конец безвеременью, прозрение придет, а помогут в этом уроки истории и великие произведения искусства.

Копирование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Фёдору Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, администратор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS