- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  ПРЕССА  /  Пресса о ТЕАТРЕ  /  Алексей Филиппов  

 

 

 

Известия, 18 июля 2000 года

 

Алексей Филиппов

Театр, которого нет

Но он этого не знает и выпускает хорошие спектакли

Московский Театр Гоголя привык жить и работать вне театрального контекста - не для критиков, а для своей публики, самой демократичной театральной публики столицы. Для нее он выпускает свои премьеры.

Театр Гоголя в театральном мире считается заколдованным местом - тут сменилось много главных режиссеров, и ни при одном из них у входа не спрашивали лишний билет. Ничего удивительного здесь нет. Чего можно ждать от театра, расположенного сразу за Курским вокзалом, добираться до которого надо по грязным железнодорожным катакомбам, мимо вокзальных нищих, цыган, омоновцев и дешевых проституток? Пойдет в него элитарный, ориентирующийся на топовые спектакли, часто захаживающий в модные кинотеатры и знающий толк в ресторанных меню зритель? Да никогда в жизни: к Театру Гоголя на иномарках не подъезжают (у его подъезда, откровенно говоря, вообще не бывает зрительских машин). Но свое дело тем не менее театр делает.

Мы проглядели прелюбопытнейшее событие: в московских театрах сменилась публика. По статистике, театр - одно из самых популярных, народных удовольствий: в него ходят чаще, чем в кино и в цирк, по частоте посещений он опережает даже эстрадные концерты. Люди любят театр, но у молодых с ним отношения прохладные. Те, кто повзрослел за последние десять лет и вписан в сегодняшнюю жизнь, в театрах бывают нечасто. Такой зритель идет в камерные, элитарные театры - на умные, тонкие, жуткие спектакли Гинкаса, в раскрученную "Табакерку", в ставший статусным "Ленком". Все театры живут по-разному, и тех, кто работает на новую публику, сравнительно немного... Но кто сказал, что люди, заполняющие залы подавляющего большинства московских театров (а в Театре Гоголя, между прочим, больше тысячи зрительских мест), не заслуживают внимания?

Многие годы Театр Гоголя служил излюбленной иллюстрацией к одному из театроведческих общих мест - театральная периферия находится не только за пределами Москвы, но и в самой Москве. Но времена изменились - театральной провинцией стали Бронная, "Маяковка", оба МХАТа, Малый. Театр Гоголя, давно привыкший к такому состоянию, не испытывает особых комплексов. В некогда славных театрах происходят перевороты, вместо главных режиссеров ими начинают руководить директора (за примерами далеко ходить не надо: нечто подобное произошло и на Бронной, и в Театре им. К.С. Станиславского) - и тон в них сразу начинает задавать кич, режиссерским идеалом становится король пошляков Житинкин. А Театр Гоголя, которым давно руководит Сергей Яшин (лет двадцать назад его называли одним из самых одаренных молодых режиссеров), счастливо избежал этого искушения.

На малой сцене Театра Гоголя вышла премьера. Пьесу "Долетим до Милана" словацкого драматурга Освальда Заградника поставила Евгения Кемарская. Спектакль получился хорошим, умным, славным. Это - спокойная, осмысленная работа: трогательная история братиславских бездомных, остающихся людьми даже в самых невозможных обстоятельствах, близка публике театра. Но нисколько не хуже и "Дрейфус", поставленный в этом сезоне Сергеем Голомазовым все на той же малой сцене, а его "Петербург" стал одним из самых интересных московских спектаклей. Сергей Яшин пускает под крышу своего театра молодых режиссеров, а на большой сцене работает сам. И в профессиональном отношении Театр Гоголя выглядит вполне достойно: оказывается, можно собирать зал, не делая ставку на дурацкие переводные комедии и режиссерский кич.

Театр Гоголя - место, где из десятилетия в десятилетие накапливаются профессиональные трагедии. Театральный актер работает ради признания, а здесь он оказывается в пустоте - даже очень хорошая работа не получает никакого резонанса. Светлана Брагарник - прекрасная актриса. Примой Театра Гоголя она стала вполне заслуженно, но, кроме театральных людей, ее не знает никто, да и те не видели многих ее работ. Евгений Красницкий - хороший характерный актер, но известности в Москве у него нет. Зрители, приходящие на улицу Казакова, аплодируют Тамаре Чернышовой и Вячеславу Гилинову. Но никому, кроме них, эти имена ничего не говорят. Да и сам Яшин, получивший свой театр 12 лет назад и выпустивший в нем множество спектаклей, воспринимается по-прежнему как одаренный молодой режиссер.

Театр Гоголя есть, и его нет. Однако такая ситуация учит профессиональному смирению. Для сегодняшнего театра это очень важно. Надо работать даже тогда, когда до тебя мало кому есть дело. Надо выждать, перетерпеть, выстоять, не занимаясь при этом театральной попсой. Игра на понижение разрушает профессионала.

 

источник

Копирование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Фёдору Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, администратор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS