БЕСПРИДАННИЦА
Над пропастью во льдах – так можно было бы обозначить место действия «Бесприданницы», поставленной Сергеем Яшиным. В окружении холодно поблескивающих горных громад расположен плац с белыми миниатюрными постройками. И балансирование над бездной – ситуация, в которой изначально пребывают герои пьесы Островского. Проблема власти денег, несмотря на всю злободневность, не самое главное в спектакле. Скорее, попытка обрести счастье и сохранить достоинство оборачивается трагической катастрофой, которая предстает у режиссера в необычном ракурсе.
Трудно было предвидеть, кто из персонажей окажется в центре постановки. Это не Лариса, хотя Оксана Афанасьева органично выражает ее силу и болезненность переживания. И не Харита Игнатьевна Огудалова, чье жизнелюбие, красоту и вульгарность, прагматизм и беспомощность тонко передает Светлана Брагарник. Менее всего – Паратов (Федор Сухов), ироничный гуляка, холодный политик в делах любви. Меняет все акценты Карандышев в исполнении Олега Гущина, внешние данные и темперамент которого, казалось бы, «обрекали » его на роль Паратова. В устах такого Карандышева вопрос – чем он хуже Паратова – не смешон. Герой О. Гущина явно лучше своего удачливого соперника. Но Карандышев не привык методично, расчетливо вести войну со своими противниками и всегда ждать подвоха. А неумение очаровывать, ослеплять эффектными жестами, манипулировать людьми оказывается для героя роковым. Здесь никто не видит его бесхитростного обаяния, в котором угадывается незаурядная индивидуальность. Без красивой дорогой оправы бриллиант воспринимается как мусор – и, прежде всего самой Ларисой. В герое нет рафинированности, аристократизма, деликатности, зато страсти –избыток. Он жаждет любви и самоутверждения с помощью любви. Он не может не заключать в свои объятия Ларису, как украденное чудо. Не может не напиваться – и мечется по сцене в неистовом танце. Исступленно топает ногами, запрещая невесте петь романс. И безмерно потрясен ее талантом. Немые полуулыбки восторга то появляются, то исчезают на его лице. В финальной сцене он, обреченно поникнув, сидит, примостившись на край того же стула, что и Лариса, и уже после выстрела будет прижимать к себе умирающую невесту, стеная и плача, как раненый зверь от нестерпимой боли. Кажется, что Карандышев умирает вместе с Ларисовой. Они все время фатально не понимали друг друга, но обрели, в конце концов, общую судьбу. От людей, следующих только велениям неуемных чувств, социум избавляется их же собственными руками.
Общая газета, 26 марта 1996 года
|