- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  ПРЕССА  /  Пресса о ТЕАТРЕ  /  "Бесприданница"  /  Александр Иняхин  

 

Век, № 14, 1996 

 

 Лариса любила, да замуж не вышла

Александр ИНЯХИН

Ставить сегодня "Бесприданницу" - немалое мужество. Загадки этой
волшебной и коварной драмы А. Н. Островского равно манят и пугают
В Театре имени Н. В. Гоголя режиссер Сергей Яшин, художник Елена
Качелаева и композитор Юрий Прялкин сочинили спектакль - воспоминание о несбывшейся жизни. Спектакль поэтичный и трепетный.
История о том, как бесприданница Лариса Огудалова любила, да замуж не вышла, превратилась в поэму о напрасной страсти, окутанную прохладной романсовой тоской и горькой нежностью к женской душе, которая любви искала и не нашла. Чудесные романсы на стихи Федора Тютчева и Георгия Иванова - нервные, изящные, невесомые - придают особое излучение сюжету пьесы, умножая ее очарование, усиливая драматическое напряжение действия и тайну характера главной героини. В роли Ларисы дебютировала в Москве молодая актриса Оксана Афанасьева. В ней есть та же нервность, изящество и невесомость, что и в струящейся со сцены музыке. А еще - загадочная страстность.
 
Лариса Дмитриевна живет в ознобе публичного одиночества, ибо никто не намерен даже заподозрить в ней личность. Корыстная полумещанская среда обострила ее чувственный рассудок. Она подобна экзотическому цветку, напоенному отравленной влагой. Ее изысканные наряды похожи на хрупкие вазы из дорогого фарфора. А в пластике преобладает трагический надлом и болезненный - самой себе назло - азарт героинь Леонида Андреева.
 
Лариса постоянно балансирует на грани нервного срыва, живя мыслью о смерти ("Хоть бы кто убил меня "). Да и окружающий мир жизнелюбия не внушает. Речная вода на горизонте - огромная глыба льда, которая никогда не растает. Мертвенное мерцание ее завораживает и угнетает.
 
Художник Елена Качелаева удивительно тонко прочувствовала и воплотила эту почти призрачную среду - до прозрачности бледное пространство, покорно отражающее чужой свет - закатный или лунный. В этом красивом, но бесплодном мире "жить нельзя и незачем", понимает Лариса. Но именно вечный вопрос "Как жить?" - судьбоносный для каждого персонажа спектакля. Перебирая варианты ответа на него, режиссер Сергей Яшин дает высказаться всем героям. И умеет их услышать.
 
Харита Игнатьевна Огудалова - Светлана Брагарник не меньше, чем дочь, нервна и озабочена нравственной мукой, хотя искренне пытается это заглушить. Но видит ясно: и третьей дочери счастья не будет. В огромных красивых глазах этой моложавой дамы, видавшей всякое, мелькают судорожные всполохи искреннего ужаса перед неведомым и неотвратимым несчастьем. Она тоже живет азартно, но "как жить" - не знает и узнать боится.
 
"Как жить?" - кричит в пустоту, давясь слезами обиды, Карандышев - Олег Гущин. Юлия Капитоновича тут все открыто презирают, а это куда страшнее, чем ненависть. Но жалкий чиновник упрямо старается стать как все, почти наивно жаждет той самой публичности, которая так тяготит Ларису. Даже в депутаты баллотируется, в какое-то Заболотье. Его слезы всем смешны. Претензии на чужое внимание - лишний повод над ним посмеяться. На уготованную ему роль подставного лица он даже не обижается, а только недоумевает: чем же этот хлыщ - Паратов - лучше?
Юлий Капитонович не самоутверждения желает, а со всеми "сочетаться" хочет, единство обрести. Но в его стыдной отделенности от всех - мутная горечь изгойства.
 
Объектом же всеобщего поклонения, идеалом и избранником здесь стал холодный, "мраморный" красавец, свято уверовавший в свою, другими хваленную, полноценность. В характере Сергея Сергеевича Паратова артист Федор Сухов обнаруживает патологию "безнадежного здоровья". Серж (ах, как идет ему это офранцуженное имя!) вполне самодостаточен, а потому и жить не торопится, и чувствовать не спешит. Представительствует. Производит впечатление, почти не напрягаясь. И вопрос "Как жить?" не имеет для него нравственного содержания. В этом Паратов - истинный ученик Мокия Парменыча Кнурова, для которого "невозможного мало" (его тонко играет артист Игорь Поляков). Как респектабелен и хладнокровен этот "новый делец последнего времени". И до чего же обаятелен! Даже жутко становится.
 
Зато молодой купчик Вася Вожеватов - Алексей Бирюков, проиграв Кнурову Ларису в орлянку, кажется куда нравственнее, во всяком случае искреннее. Видно хотя бы, что у него душа ноет и сердце не на месте.
 
Все тут неприкаянные. И каждый мается душевной тоской.
Даже пустопорожний пропойца Робинзон - Александр Скворцов обнаруживает в своей загубленной душе проблески тоски: бывший артист все-таки, тонкие чувства выражал когда-то, хоть и чужими словами. Даже юный слуга Иван (Евгений Жабаров), наивно живший поначалу щенячьей радостью ("Барин приехал!"). Или талантливый цыган Илья - Константин Соколов, за озорной улыбкой скрывающий сочувствие душевному сиротству Ларисы. Не говоря уж о Гавриле, содержателе кофейни на бульваре, с чьих тягостных воспоминаний о судьбе героини начинается спектакль. Артист Андрей Алексеев служебную роль сумел сделать увлекательной и значительной. За безмолвным молчанием этого бывалого свидетеля богемных трагедий интересно следить, его оценки происходящего весомы и содержательны.
 
"Рассказанная" Гаврилой история - трагедия неприкаянных, непонятых, ненужных людей. Двое из них - Карандышев и Лариса - лишь в последние минуты тягостного общения почувствовали мгновенный прилив взаимной отчаянной нежности и заговорили о любви, которой оба искали и не нашли. Они порывисто обнимаются, надеясь на защиту. Но все напрасно. "И никто нам не поможет. И не надо помогать". Нелепый выстрел одного обрывает опостылевшую жизнь другой. "Какое благодеяние!" - удивляется Лариса.
 
Больше текста нет. Звучит лишь музыка воспоминаний о несбывшейся жизни.
 
05.04.1996 14:45

Копирование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Фёдору Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, администратор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS