- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  ПРЕССА  /  Пресса о ТЕАТРЕ  /  "Бесприданница"  /  Роман Должанский  

 

 

 

 

 Культура. Коммерсантъ DAILY № 41, четверг, 14 марта, 1996 года.

Бесприданница отвергла трагикомическую роль неудачницы

Более двадцати лет на московской сцене не шла одна из самых знаменитых русских пьес – «Бесприданница». Этот очевидный репертуарный пробел решил восполнить режиссер Сергей Яшин. Премьера спектакля по пьесе Александра Островского состоялась в Театре имени Гоголя

За «Бесприданницей» давно закрепилась слава безнадежно провальной пьесы: даже когда за дело брались крупные мастера, все равно либо сами спектакли решительно не удавались, либо обстоятельства бесцеремонно вмешивались в дело и отнимали заслуженный успех (так, например, случилось с поставленным накануне войны и после эвакуации уже не игравшимся спектаклем Юрия Завадского с Марией Бабановой и Сергеем Мартинсоном в главных ролях). Единственным исключением, подтверждающим роковое правило, в истории русского театра осталось исполнение роли Ларисы Верой Комиссаржевской в 1896 году в Александринском театре.

Профессиональное суеверие в театральной среде сильнее любых доводов в пользу драматургического текста. К тому же на «Бесприданницу» дважды посягало кино: до войны – Яков Протазанов и сравнительно недавно – Эльдар Рязанов. Причем, в рязановском «Жестоком романсе» приемы индийской киномелодрамы были так ловко соединены с сувенирной русской «клюквой», что в довершении прочих бед на «Бесприданницу» легла незаслуженная ею печать банальности и дурновкусия.

Сергей Яшин обращается с пьесой осторожно, но жестко. Он не рвет с песенной стихией – романсы на стихи Тютчева и Георгия Иванова то и дело возникают в спектакле. (Тем выразительнее, кстати, оказывается «живое» пение, играющей Ларису Огудалову многообещающей дебютантки Оксаны Афанасьевой.) Но мелодраматическую романсовую канву режиссер наполняет мотивами почти символистскими. В прологе подвыпивший буфетчик находит на берегу белый платок с кровавыми пятнами – знак беды. Сообщения о приезде Паратова Лариса пугается так, как пугаются невозможного прилива губительной страсти, но неотвратимой Божьей кары. А их встречу отмечает звук, напоминающий о лопнувшей струне из «Вишневого сада». Между тем, сам Паратов начисто лишен демонического флера – это простоватый крепкий мужик, поведением и обликом недалеко ушедший от собственных приказчиков и, как приказчик, последовательно продающий всех и вся. Вообще мотивы «романсовые» и «роковые» сочетаются в спектакле не всегда гармонично: режиссеру гораздо лучше удались акценты не в общем решении пьесы, но в каждом из характеров треугольника Паратов – Лариса – Карандышев.

Прежде всего, это касается Карандышева, по привычке считающегося персонажем характерным и на фоне Паратова – бледным. Назначая Олега Гущина, актера отчетливо героического амплуа, на роль брошенного жениха, Яшин рисковал. Но Гущин убедительно сыграл не ничтожного чиновника-замухрышку, а человека незаурядного, не сумевшего приспособиться к меняющейся жизни и оттого резкого, теряющего остатки душевного равновесия. Чувство к Ларисе постепенно становится для него спасением. В последней сцене спектакля Карандышев и Лариса пронзительно играют запоздавшее осознание упущенной взаимной любви. Лирическая тема в «Бесприданнице» побеждает тему купеческую. Даже Огудалова (Светлана Брагарник) не «продает» дочь, но благословляет ее поддаться голосу чувств.

Конфликт чувств и денег, любви и выгоды, заложенный Островским в некоторые свои пьесы заставляет многих без устали дивиться их современному звучанию. Спектакль Яшина открывает их «вторую волну» Островского: только в марте в Москве ожидаются еще три премьеры по его сочинениям.

Роман Должанский

Копирование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Фёдору Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, администратор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS