- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  ПРЕССА  /  Пресса о ТЕАТРЕ  /  о спектакле "ИВАНОВ"  /  Станислав Рассадин  

 

 

 

 

 

Иванов, родство вспомнивший...

(Новая газета, № 47 (467), 24-30 ноября 1997 года)

СТАРОДУМ 

Когда два века назад состоялась премьера «Недоросля», публика по окончании криками вызывала на сцену... Кого? Сыгравших Митрофана и Простакову? Нет, того, кто исполнил роль Стародума, обличителя резонера. Странно? Возможно. Но не для России, не для ее подмостков. И в прошлом веке искрометное действо «Свадьбы Кречинского» прерывалось ревом зрительской благодарности, когда опять-таки резонер Нелькин, скучнейшее из созданий Сухово-Кобылина, выкрикивал: «Правда, правда! Где ж твоя сила?» (торжествующей правды всегда, увы, не хватало). Да нам ли этому удивляться, если еще вчера мы жадно ловили со сцены аллюзии и намеки, ради них прощая даже театральную скуку?

Театр – парламент, говаривал Герцен. Почетная роль, но лишь в ситуации несвободы, в стране, где парламентов отродясь не бывало. А нынче, при разгуле свободы слова, театру привалила возможность повернуть к своей первородной эмоциональности – зрелищной, балаганной. Скинуть ношу нравоучительства – но не мысли! Наоборот. Нравоучение, загодя знающее, что и как следует делать, в самодовольстве своем ограниченно и бесстрастно; мысль, которой всегда мало себя самой, страстна.

Потому: страстный - вот что первым делом скажу о спектакле по чеховскому "Иванову", поставленном Сергеем Яшиным в Театре имени Гоголя. Страстный как раз потому, что - мыслящий.
Мне не везло. В виденных мною спектаклях по "Иванову" - сильных, о прочих не стоит и говорить! - чего не было, так это Иванова. Леонов в "Ленкоме"? Но он наводил на мысль, что даже такой актер может не все; впрочем, иначе б он был не великой индивидуальностью, а огромным общим местом. Шакуров в ТЮЗе? Но как-то не верилось, будто интеллигент-дворянин неотразимо похож на сантехника.
В "Иванове" Яшина есть Иванов. Потому что есть удивительный Олег Гущин, в ком интеллигентская нервность неотрывна от темперамента? Да, в самой обезволенности чеховского "кисляя", здравого телом, говоря по-нынешнему,спортивного, в чьих руках мяч уместней конторских счетов, во взрывах-прорывах этого самого темперамента - замороженность человека, в которого (веришь и видишь) бессчетно влюблялись женщины, за которым слепо шли почитатели. Потрясает финал, когда, за минуту до выстрела в сердце, "заговорил прежний Иванов". Хотя и выстрела, в общем, нет, так - барабанный удар в оркестре... Гущин - Иванов даже прячет обманным движением револьвер в
нагрудный карман, смеется, будто бы всех разыграв, танцует - и уходит вместе с явившимся призраком Сарры, жены, которую любил, разлюбил и неизбежно вспомнил в час смерти. Уходит - туда, к ней, но и к себе самому, опятьставши собою, "прежним Ивановым".
 
Всё так. Но ведь и неудачи прекрасных актеров, по-моему, говорят о том, что неуловимый Николай Алексеевич Иванов - характер, которого нет. Попросту - не характер, по крайней мере не только характер. Чтобы ненароком не унизить Чехова, добавлю: как Гамлет, как Чацкий, как все персонажи, кому авторы нерасчетливо отдавали себя, не заботясь о том, способны ли границы образа все это вместить. Да ведь и Пушкин, помнится, говорил, что Чацкий слишком много времени провел с автором - с Грибоедовым.

Так почему же получился этот Иванов? Предположу: он – уж там вольно или невольно - подключен к сети, питаемой напряженным током предыдущей русской словесности, где, между прочим, и обнаружил свою несовместимость с реальностью тот же Чацкий. Не потому ль он и вспомнился?

Думая об «Иванове» прежде, я видел четкую линию вырождения, связавшую грибоедовского правдолюбца с другим персонажем чеховской драмы – доктором Львовым («честный, прямой... но узкий и прямолинейный» - аттестация, данная Чеховым этому носителю крикливой, необаятельной добродетели). Режиссер добрей драматурга к своему Львову. Мстительность этого красивого, мягкого мальчика (Андрей Болcунов) во многом объясняется тем, что мстит он не за «идею», а за любовь: впервой на моей памяти так ясно, что Львов любит Сарру – нежно и безнадежно. Но даже в таком обличье или даже, особенно в нем функция возмездия – не дать ни взять Неизвестный из «Маскарада» - ужасна. Как все несгибаемо радикальное.

Чацкий толкает к гибели Чацкого! - вдруг подумалось мне. Ведь Иванов тем паче «чацкой» породы, каковая надеялась вразумить, образумить страну, заставив жить по правилам благородства. Не вышло. И вот грибоедовский идеалист бежит, эмигрирует, его потомок, чьим именем Чехов озаглавил драму, оставшись в России, ею же и разрушен (не «среда заела», а история сожрала); выживает – и дожил до наших дней, в них-то даже победно взыграв, - Чацкий ублюдочный, вырожденец, угрюмо-тупой радикал...

Неблагодарный я выбрал жанр для отзыва на спектакль. Нужна неспешная рецензия, дабы, остановившись любовно на сценографии Елены Качелаевой, или, напротив, придравшись к тому, что не вполне удалось, сказать еще о сильной игре, допустим, Андрея Алексеева (Лебедев). Либо о графе Шабельском (знаменитый Владимир Самойлов, который, пожалуй, не очень то граф, зато – Самойлов, что стоит графского титула). Но пуще всех я сейчас виноват перед Светланой Брагарник, кого мне лишь предрассудок мешает назвать актрисой великой, - скажу только: в Сарре она играет великую любовь, великое страдание, явив собой тот человеческий Абсолют, рядом с которым все частные драмы, включая даже и драму российской интеллигенции, обнаруживают именно свою частность. Недаром Иванов и уходит с нею и к ней: это знак его предсмертного возрождения.

Но – написалось, как написалось; думается о том, о чем думается, не отпуская ни на шаг. То есть – забывшись самодостаточным зрелищем, сделаешь, было, шаг влево, шаг вправо, но тут же по-лагерному спохватишься: не побег ли это из тесного круга мыслей о себе, о России, о том, куда шли и пуда пришли? И это тоже моя вина перед прекрасным спектаклем, более страстно-свободным, чем я.

 
Станислав Рассадин

Копирование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Фёдору Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, администратор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS