- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  ПРЕССА  /  Пресса о ТЕАТРЕ  /  "Маскарад маркиза де Сада"  /  Григорий Заславский  

 

 

 

Григорий Заславский

 (Театральное дело, 22.02.2002)

"Маскарад маркиза де Сада". 

Театр и его двойник

Кто не знает Андрея Максимова, знаменитого телеведущего, такого большого, с распущенными волосами до плеч, красивыми, с проседью, в бороде и усах? Кто не знает – для тех на сцене Театра имени Гоголя на протяжении всего спектакля "Маскарад маркиза де Сада" стоит бюст уважаемого маэстро. Для близоруких его время от времени выдвигают на авансцену, для дальнозорких – отодвигают вдаль. Золоченый бюст особенно выигрывает на фоне двух не слишком живописных трупов, внешне похожих уже не на Максимова, а почему-то – на руководителя президентской администрации Волошина.

Андрей Максимов – не только телеведущий, он человек возрожденческой широты и интересов. Еще и драматург, и режиссер. И вот, в Театре имени Гоголя вышла премьера очередной его пьесы, которая называется, как уже было сказано, "Маскарад маркиза де Сада", и посвящена тому самому великому скандалисту, писателю и философу.

Час – первое действие, час – второе, двадцать минут антракта.

В программке автор, обращаясь к читателю-зрителю, упоминает, что в Москве уже идут два спектакля по его пьесам, герои которых – персонажи исторические. Это так: в Театре на Покровке Сергей Арцибашев поставил пьесу Максимова "Пастух" и сам сыграл в ней Владимира Ильича Ленина. В театре "Модернъ" Андрей Максимов самолично поставил пьесу собственного сочинения, герои которой – Екатерина Великая и ее слабовольный супруг Петр Третий.

Теперь вот – Театр имени Гоголя и маркиз де Сад, в роли которого – премьер гоголевской труппы, Олег Гущин. В уже упомянутом обращении к зрителям автор задается вопросом: "А был ли мальчик? Бы ли писатель и философ маркиз де Сад и садист де Сад одним и тем же человеком? А?"

Как всякое художественное сочинение, пьесы Андрея Максимова претендуют на оригинальность. Как в титрах художественного фильма встречается строка: оригинальная идея такого-то… Так вот именно оригинальной идеи в пьесах Максимова и недостает. Пусть не идеи, пускай трактовки. В конце концов, мысль, что сумасшедшие куда нормальнее самых нормальных, тоже ни новой, ни оригинальной назвать нельзя. А вот ведь что-то занимательное у Кена Кизи получилось. А Максимов описывает Ленина всего лишь неудачником в любви, вернее, в сексе, и думаешь, - чем же замечательный телеведущий, журналист смог так очаровать Сергея Арцибашева, так вскружить ему голову, что тот взялся за "Пастуха"… Такая разборчивая в драматургии, особенно в современной, Светлана Врагова – чего ради согласилась пойти на компромисс?

Карикатурный Ленин? Можно и так. Сегодня можно по-разному. Но не так плоско. А если так плоско, то не так долго.

Де Сад не в силах воплотить собственные теории и фантазии? Но эта немудрящая идея не "тянет" на два часа. А у Максимова все – во всяком случае, все мне известные и все мной прочитанные - пьесы "высасываются" из таких вот коротких схем.

Максимов все время прикасается к легенде, и каждое его прикосновение оказывается тривиальным. 

Банальные, общечеловеческие вопросы – то как раз, что располагает в манере ведущего Андрея Максимова и вообще – в манере телевизионного "Времечка". Два часа спектакля, из которых добрая половина времени уходит на разъяснение и повторение банальных истин и деклараций вызывают естественное зрительское мучение.

"Легенды, - делится со зрителями автор, - правда истории. Другой правды у истории нет. Врут не только календари, но и документы". Красиво. Хотя можно все сказать и наоборот. И тоже красиво. Когда ничего другого на "красоту" внесценического высказывания драматурга не нанизывается, голая красота утверждений как-то блекнет, скукоживается.

В спектакле, который поставил молодой режиссер Михаил Фейгин (а руководителем постановки в программке обозначен худрук театра Сергей Яшин), маркиз де Сад – никакой не садист и даже не развратник. Принимая посетителей, гримируется, добавляя недостающие синяки себе и своему слуге Лакосте. Чтобы, так сказать, соответствовать. Общепринятому уже и популярному образу. Лакоста со временем обернется красавицей-девицей. Цель сего преображения до конца не ясна, хотя актриса Театра имени Вл. Маяковского Дарья Повереннова специально приглашена на эту роль.

Имморализм поступает извне: в лице инспектора Маре, этакого полномочного посла идей и дел маркиза де Сада. Альтер Эго героя. Маре в Театре имени Гоголя играет Александр Мезенцев. Как и Гущин, очень хороший актер. Было бы что играть.

А развернуться в пьесе Максимова особенно негде.

Орудия пыток, уже упомянутые два трупа, решетки, которые складываются в подобие большой круглой клетки и разъезжаются, прихотливо деля сцену на неравные части (художник – Надежда Яшина), - все это так и остается ненужным ярким орнаментом, гарниром в отсутствие хоть как-то выписанного сюжета, в отсутствие центра, от которого можно было бы отталкиваться или – в другом случае – вокруг которого бы собиралось и роилось все многоцветие необязательных деталей, веселящих, развлекающих реплик.

Вопрос таланта – как неочевидный – отставим в сторону. Чтобы написать хорошую пьесу, Максимову прежде всего следовало бы освободиться от самолюбования. Он, кажется, горд, что пишет о великих мира сего, ведет диалог (вроде как приглашает к себе в "Ночной полет") и в этом диалоге касается до всего слегка, в том числе и до главных вопросов бытия. И сам себе отвечает… Грех смеяться, да и удобство - очевидно.

Одну и ту же мысль повторяет по нескольку раз, прокручивает так и эдак, вероятно, не слишком полагаясь на понятливость публики. Уж если революционерка представляет некий комитет голубой лилии, то цветовое определение отыгрывается – прошу прощения за каламбур - до посинения.

источники: http://www.zaslavsky.ru/rez/gogol_sad.htm, http://old.russ.ru/culture/podmostki/20020222_zas.html

Копирование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Фёдору Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, администратор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS