Газета "Культура"

№42 (7349) 17 - 23 октября 2002г

Суд де Сада

ЗАМЕТКИ НЕТЕАТРАЛА

Лев АННИНСКИЙ

Изобретатель садизма был, по счастью, еще и хорошим писателем, что позволяет автору пьесы о нем блеснуть несколькими сентенциями.

"Жалеть народ за то, что он делает революцию, все равно, что жалеть проститутку, что она мало спит по ночам".

Вообще-то маркиз де Сад и без всякой революции - "кассовая фигура". В спектакле, который Михаил Фейгин разыграл под крышей яшинского Театра имени Гоголя, эта сторона дела отрабатывается добросовестно: смесь эротики и кнутобойства. Бичевание пороков от имени героя обосновано так: Гомер и Шекспир морочили людям головы, приближая их к Богу, а я говорю правду... Такую правду, по нынешним временам (и нравам), проще бы извлечь из телерепортажа "за стеклом", но в "Маскараде маркиза де Сада" задействована еще и Революция: сидит-то маркиз при республиканцах. И вот, когда к нему в камеру проникает тетеха во фригийском колпаке и хочет то ли автограф получить на книге, то ли указание, кого из врагов бить, - маркиз ее выгоняет вон. И нам понятно, что он не просто бабу выгоняет, а - Революцию!

"Если женщина, войдя в помещение, не поправляет прическу, то это или проститутка, или революционерка".

Не знаю, как насчет прически (она же в красном колпаке), но насчет Революции скажу так: всяко ее судили и теперь судят, но именем маркиза де Сада, кажется, впервые.

Р.S. Сильнейшее впечатление от реквизита: среди пистолей, масок и кнутов - золоченый бюст улыбающегося бородача. Я думал - Гомер, а присмотрелся - да это же автор пьесы, Андрей Максимов, которого мы отлично знаем по телеэкрану.

 

источник - http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=409&crubric_id=100417&rubric_id=206&pub_id=333530