- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  ПРЕССА  /  Пресса о ТЕАТРЕ  /  о спектакле "ИВАНОВ"  /  Анна Кузнецова  

 

 

Анна КУЗНЕЦОВА

 Кто же он - Иванов?

 
Сегодня завершается наш театральный фестиваль.
Одной из самых загадочных для меня чеховских пьес всегда была про
Иванова Николая Алексеевича, так и названная фамилией главного героя - "Иванов", как бы подчеркивающей распространенность, множественность личности, судьбы того, кто здесь в центре событий.
Кто же он, про кого в авторских ремарках лишь сказано: "непременный член по крестьянским делам присутствия", то есть дворянин, общественный деятель, как видно, прогрессивных взглядов, связанный с крестьянством, народный защитник... А еще, судя по подсказкам, разбросанным в пьесе, ему 35 лет, он образован, был деятелен, энергичен, а потом "сломался",
любил, а теперь разлюбил Сарру, из-за него бросившую родителей,
переменившую веру, ставшую Анной Петровной...
 
Сарру всегда играли лучшие русские актрисы, теперь вот в Театре имени Н.В. Гоголя - Светлана Брагарник, одна из самых пленительно женственных и драматически глубоких нынешних актрис...
 
И все-таки, кто же он такой Иванов, с самого начала жалующийся на
меланхолию, сплин, тоску, хандру... Не хотел, но был жесток с
самозабвенно любившей его и умершей от чахотки Саррой... Хотел, но так и не женился на юной Сашеньке Лебедевой. А вместо этого предпочел уйти вовсе из жизни...
 
Даже по самому выбору исполнителей на эту загадочную роль в наиболее известных столичных спектаклях последних десятилетий: Евгений Леонов в Ленкоме у Марка Захарова, Иннокентий Смоктуновский в ефремовской, МХАТовской постановке - понятно, какой возможен разброс в трактовке, режиссерской оценке этого образа. В новой премьере, состоявшейся в Театре Гоголя у режиссера Сергея Яшина, на эту роль выбран Олег Гущин - молодой красивый актер, как бы мужской фактурой предуготовленный для любви, оттого становящийся особенно трагичным в метаниях и отчаянии своем. Последний романтик, не в свое время родившийся... Живущий на чужой улице...
 
Хочется чуть-чуть отвлечься от спектакля. Незаметно-незаметно, а за десять лет присутствия Сергея Ивановича Яшина в должности главного режиссера театра в непрестижном месте у Курского вокзала все мы, кого причисляют к театральной общественности, стали непременно следить за премьерами этого коллектива, вместе с ними открывать последние пьесы Тенесси Уильямса, удивляться неожиданной "Бесприданнице" А.Н. Островского. Яшин со товарищи спокойно и уверенно не перестает удивлять многих своими спектаклями, вызывая уважение и интерес ко всему, что
здесь появляется.
Вместе со своей женой и постоянным соавтором дивной художницей Еленой Качелаевой режиссер творит в "Иванове" удивительно красивый мир, но как бы тронутый осенней жухлостью, чахоточным румянцем последней предзимней хрупкой прелестью. Тревожные блики света, черно-белые просвечивающие кружева деревьев, окутывающий героев туман...
 
Иванов надевает, уходя из дома, галоши, он потом снимет их перед своим концом - образ его жизни в болоте, в осенней сырости и промозглости. Подобные режиссерские образные знаки: надкушенное яблоко Иванова - знак вселенского греха, венок безумной Офелии на голове Сарры, мягкая панамка графа Шабельского - актера Владимира Самойлова, так же, как тревожно-красные цвета самых деятельных, дьявольских созданий пьесы Зюзюшки - Зинаиды Савишны, матери Саши, ее резко, эффектно играет Ирина Выборнова, и управляющего Боркина, Иван Волков, помогают воссозданию на сцене атмосферы красоты... и тревоги... Да, конечно же, это умонастроение чеховского, яшинского спектакля,
когда, казалось бы, все в этом мире так красиво, живи и радуйся, а
покоя и душевной гармонии нет, могут разделить многие сегодняшние, оказавшиеся выбитыми из привычной колеи интеллигенты. Красные пиджаки - новые русские точно знают, чего они хотят в отличие от Ивановых. Жесткий в своей прямолинейности, не мучимый сомнениями доктор Львов - артист Андрей Богданов, тоже из породы тех, кому живется гораздо легче. Массовка гостей Лебедевых, обывателей, самодовольных и равнодушных, прописывается, проживается подробно. Очень хороша Тамара Чернышова, старуха с неопределенной профессией... А
к герою приближен Шабельский, разорившийся приживал, мечтающий съездить в Париж и посидеть там на могилке жены. Как хорош в этой роли "облезлого" барина еще недавно более привычный в ролях уверенных в себе социальных героев мэтр отечественного искусства Владимир Яковлевич Самойлов! Как "вкусно" произносит он богатой прелестнице Бабакиной (артистка Галина Щепетнова) "у помпончика миллиончики" или на все лады "а не сделать ли мне гнусность?!", то есть не жениться ли... Недаром перед финалом режиссер поставит его рядом с Ивановым в центре сцены, он - один из возможных вариантов разрешения жизненной судьбы
героя. Лебедев - Андрей Алексеев, забитый женой, почти всегда хмельной, но способный к доброте и сочувствию, еще одна возможная ипостась героя, которую Иванов тоже для себя отвергает.
Поэтому особенно понятным становится "отпусти меня!" Олега Гущина, обращенное к невесте. Ему нет места в этом мире. Он уйдет в другой мир вслед за пришедшей за ним Саррой - какой замечательный финал нашел режиссер вместо всегда казавшегося нелепым выстрела в себя из пистолета. А пистолет останется лежать в письменном столе Иванова, как опять-такисимвол, знак его судьбы. По логике, если есть на сцене ружье, оно должно непременно выстрелить - здесь револьвер стреляет в самом метком
из всех возможных образнов смысле. Классический треугольник: Сарра - Иванов - Саша (молодая артистка Мария Леонова), проживается в спектакле полно и трагично с типично чеховской поправкой на нелюбящего ни одну из женщин героя.
 
Из спектакля уносишь внутри себя и тоскующий, неприкаянный взгляд Гущина-Иванова, нацеленный в каждого из нас, сидящего в зрительном зале. И прекрасный смех Светланы Брагарник - Сарры, и ее танец любви и отчаяния вместе с мужем, а потом одной, раненой, подстреленной, странными подпрыгивающими движениями уходящей в глубину сцены, в вечность...
 
Какая же замечательная трагическая она актриса, Светлана Брагарник, не перестающая трогать, волновать своими женскими образами. Зельды ли, Огудаловой или Сарры!
 
Интересный спектакль появился в Москве. Проявите любопытство, побывайте в Театре Гоголя, по-моему, не пожалеете...
А Сергея Ивановича Яшина я еще раз вместе с "Вечеркой" поздравляю со случившимся пятидесятилетием, к которому он себе и нам сделал превосходный подарок.

____________________________________

Источник: Вечерняя Москва
Дата выпуска: 02.12.1997 17:56
Номер выпуска: 274

Копирование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Фёдору Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, администратор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS