- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  ПРЕССА  /  Пресса о ТЕАТРЕ  /  "Записная книжка Тригорина"  /  Лариса Давтян  

 

 Новое время № 50, 18.12.2000

 

 Выстрела не было
Чеховские недомолвки в прочтении американского драматурга

Лариса Давтян

 

Театр им. Н. В. Гоголя последовательно продолжает открывать нашей публике неизвестного ей ранее Теннесси Уильямса. "Записная книжка Тригорина" – уже третья его пьеса на сцене этого театра в постановке его художественного руководителя Сергея Яшина. Ей предшествовали "Костюм для летнего отеля" и "Знак батареи Красного дьявола", исполнителем центральных ролей в которых стал Олег Гущин. В нынешней премьере ему вновь доверена главная партия – роль Тригорина, которого Уильямс избрал в качестве своего alter ego.

Созданная двадцать лет назад "Записная книжка Тригорина" при жизни автора не была опубликована и ревностно ограждалась от постановок опекуном его наследства Марией Бритневой. Только после ее смерти в 1996 году состоялся спектакль в Цинциннати.
 
Над интерпретацией "Чайки" Уильямс размышлял на разных этапах своего пути.
Окончательно же пьеса сложилась у драматурга в конце жизни. Поэтому-то и свой подход к ней он предлагает сквозь призму писательского взгляда Тригорина, насытившегося успехом (ради которого не раз приходилось идти на компромисс), но остающегося, в сущности, человеком глубоко несчастным. Коронный монолог Тригорина, таящий в своем объеме извечную опасность утомить публику, погружает ее в дорогого стоящую сосредоточенность, трепетно следящую за потоком откровений персонажа. Для знатоков Уильямса, пожалуй, не будет неожиданности в том, что мягкая, безвольная натура Тригорина дает повод интерпретатору усмотреть в нем затаенную склонность – нежную
слабость к резвым юношам. В поместье Сорина (Виталий Краснов) таковым оказался работник Яков (Сергей Карякин). Его-то персона и удерживает известного беллетриста в милой деревенской глуши, овеянной магическим туманом колдовского озера (художественная фантазия Елены Качелаевой, как всегда, создает завораживающую сценографическую картину). А "сюжет" с Ниной (Алла Каравацкая) возникнет и вправду "от нечего делать", может быть, в отчаянии от собственных тригоринских безответных чувств.
 
А вот премьерше Аркадиной (Светлана Брагарник), из последних сил старающейся поддерживать иллюзию своей неизбывной славы (чему заговорщически подыгрывают домочадцы), кроме выходок управляющего хозяйством Шамраева (Андрей Рыклин), по воле Уильямса уготовлены беспомощные ситуации в ее актерском мире, не говоря уж о неутомимой борьбе за обладание Тригориным. Как ни пыталась она внушить Полине Андреевне (Ольга Науменко) с легкостью отнестись к диагнозу "время наше уходит", все
же не смогла сама скрыть боль этого момента. Здесь бы в самый раз вспомнить в угоду современным веяниям о психоаналитике, коим мог оказаться Дорн (Александр Мезенцев).
Но с ним Уильямс обошелся крайне своеобразно, усугубив в нем сущность циника, полного иронии к тем, кто серьезно относится к "шутке под названием жизнь". А все его сентенции о высоких творческих материях переданы Тригорину. И если у Чехова Дорн выделялся своей проницательностью в оценке Треплева, то Уильямс сталкивает их в конфликте, вплоть до готовности Кости к дуэли – так его покоробит непристойный тон Дорна в адрес Нины. И уж вовсе Дорн не церемонится с постоянно хмельной Машей (Оксана Афанасьева), открыто намекая ей, что пора бы ему сменить мамочку на дочку, получая, однако, в ответ не менее циничную отповедь. Естественно, что не к нему Маша бросится за утешением. В этом его вновь заменит Тригорин. Ведь и Треплева она любит
прежде всего за его писательский талант. И где уж затюканному учителю (Алексей Бирюков) стать героем ее романа. Хотя и он будет застигнут Уильямсом в порывах ревности к Константину. Последнему же придется укрощать в себе "недостойную" плотскую реакцию на Машины искушения.
 
Так что с точки зрения психоанализа самоубийство Треплева – аккурат пример
последствий сексуальной неудовлетворенности. Треплев (Иван Шибанов) – не столько определенный художественный тип, а определенный возрастной этап становления художника. Не потому ли Яшин не стал следовать уильямсовской идее обнародовать "закулисный" труп Треплева (тем более что этот прием уже не раз был театром опробован), а отказался даже от звука его выстрела?

Копирование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Фёдору Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, администратор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS