Газета "Культура"

Театр

№37 (7245) 28 сентября - 4 октября 2000 г.

СЕРГЕЙ ЯШИН:
"Куда летит наш паровоз?"

Беседу вела Борислава МУРЕНЕЦ

Главный режиссер Московского театра им. Н.В.Гоголя Сергей ЯШИН рассказывает о планах на нынешний сезон. Полуюбилейная дата - 75 лет театру - заставляет его более пристально вглядеться в задуманную на нынешний сезон афишу, а также оценить пройденный путь. За последние годы "театр у Курского вокзала", видавший не лучшие времена, завоевал своего зрителя, стал одним из самых посещаемых в Москве.

- Юбилейный сезон мы открыли гастрольной поездкой в Швейцарию. Наш спектакль "История солдата" был приглашен на фестиваль, проходивший там под названием "Сады музыки". Обратите внимание - это музыкальный фестиваль. Нам было очень приятно, что именно спектакль драматического театра был туда приглашен, был так горячо принят и публикой и критикой, и музыкальными деятелями Швейцарии. Мы сыграли три спектакля, имели огромный успех. Наши актеры С.Колесников, А.Скворцов, И.Шибанов - исполнитель роли солдата, молодые актрисы: М.Леонова, Ю.Гоманюк, Ю.Якимова и музыканты, выпускники музыкальных вузов, - все ощутили вкус победы. Знаменательно, что И.Стравинский создал это произведение как раз в Швейцарии вместе со своим другом, швейцарским поэтом и драматургом Шарлем Рамю. Задача друзей была утилитарной: путешествуя и гастролируя, зарабатывать себе на жизнь. В результате это сочинение стало одной из творческих побед гениального русского композитора. В Швейцарии его исполняют очень часто, чего не скажешь о России, где оно стало достоянием в основном концертных залов. Но мы создали спектакль, и он очень тепло принят московским зрителем. Молодой артист И.Шибанов получил премию им. И.Смоктуновского за лучший дебют на московской сцене, он всего второй сезон в нашем театре (был приглашен из новосибирского "Глобуса").

Продолжением нашего юбилейного года станет спектакль "Долетим до Милана" (пьеса О.Заградника), премьера которого состоялась буквально в конце сезона, и еще мало кто успел ее увидеть. Эта работа для нас чрезвычайно важна, потому что связана с возвращением словацкого драматурга Освальда Заграднинка на российскую сцену. Для русского театра это легендарный писатель. По его знаменитой пьесе "Соло для часов с боем" был создан спектакль в Художественном театре, где сыграли свои последние роли великие мхатовские старики.

- Совсем скоро должна состояться премьера "Записной книжки Тригорина" - пьесы американского драматурга Теннесси Уильямса. Расскажите о ней.

- Сейчас продолжаются репетиции. Пьеса, как нетрудно догадаться, написана по мотивам чеховской "Чайки". Даже нельзя сказать, что по мотивам, потому что там, конечно, много нового. Но прежде всего Уильямс раскрывает чеховские подтексты.

- Уильямс признавался, что на него огромное влияние оказало творчество Чехова...

- Он обожал и боготворил Чехова. Он считал "Чайку" лучшей пьесой всех времен. Но, создавая свой английский вариант, он хотел обратиться к сегодняшнему зрителю. Поэтому и позволил себе некие фантазии, "прошелся" по второму плану гениальной пьесы.

В спектакле много неожиданного - это наш путь к Чехову вместе с Т.Уильямсом. Это попытка нажать на сегодняшние болевые точки человечества. Уильямс написал свою пьесу так, как бы написал Чехов, только в двадцатом веке, а не в девятнадцатом. В этом спектакле будут заняты наши ведущие мастера: Светлана Брагарник, Олег Гущин (с успехом исполняющий роль Иванова в одноименной пьесе Чехова). В роли Дорна - А.Мезенцев, выпускница ГИТИСа А.Коравацкая сыграет Нину Заречную, заняты и молодые актеры: Н.Антонова, М.Леонова. Оба гениальных драматурга очень близки нашему театру, они созвучны, как нам кажется, времени. Поэтому в разное время наряду с "Ивановым" мы обращались к пьесам Уильямса "Знак батареи красного дьявола", "Костюм для летнего отеля".

- Насколько мне известно, в США эти пьесы не ставились. Почему вы обратились именно к ним?

- Они практически не шли и в Европе, и в России. Я говорю о том позднем Уильямсе, которого мы раскрыли с помощью В.Вульфа - историка театра, переводчика, литературного критика. Нам кажется, что там есть такие проникновения в глубины человеческой психологии, что это так и просится на сцену.

- Как будете праздновать юбилей театра?

- Хочется устроить праздник, театральный капустник, который пройдет всего несколько раз для друзей, для зрителей, которые любят Театр Гоголя. Надо сказать, что в театр действительно пришел свой зритель, который, видимо, находит здесь то, чего нет на других московских сценах. Вот мы и готовим к юбилею театральное обозрение под названием "Наш паровоз вперед летит". Когда-то мы были Театром транспорта, артисты ездили по городам и весям. Это театр уникальной судьбы, в нем работали замечательные режиссеры. Конечно, были периоды трудностей, времена успехов и провалов, все было. Нам бы хотелось вспомнить дорогие имена актеров и режиссеров: И.Я.Судакова, Б.П.Чиркова, Б.Голубовского, более двадцати лет отдавшего театру.

Меняется жизнь, меняются поколения актеров, зрителей. Но театр - это всегда зрелище, какие бы пьесы ни шли на его сцене: драмы или комедии. Он должен радовать и дарить надежду.

источник: http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=137&crubric_id=100422&rubric_id=206&pub_id=387180