- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  ПРЕССА  /  Пресса о ТЕАТРЕ  /  "Театральный Роман"  /  Александр Соколянский  

 

 

 

 

 

Больше, чем карикатура
«Театральный роман» в театре им. Гоголя
Александр СОКОЛЯНСКИЙ
 
 Эта книжка нуждается в четком жанровом определении. Назвать ее сатирой – слишком лестно; это не сатира, а пасквиль. Но также романтическая повесть о гении, погубленном совместными усилиями литературного и театрального сообщества. Пристального чтения она не выдерживает, и концы с концами в ней сходятся плохо. Булгаков оборвал излияния писателя Максудова, своего литературного двойника, на середине; с тем большей легкостью, что в его сознании уже возникал куда более весомый и складный (а также куда более зараженный самолюбованием) сюжет «Мастера и Маргариты».

От душевных излияний Сергея Леонтьевича Максудова режиссер оставил в своем спектакле мало, а все, что необходимо было оставить (общеизвестную «трехмерную коробочку» с волшебными фигурками, нервную лейттему самоубийства, очарованность «Независимым театром» и пр.), интеллигентно смикшировал, назначив на роль Максудова умного и обаятельного, но совсем не заразительного актера Ильяса Тамеева. Булгаковский лирический герой превратился у Константина Богомолова в нейтральное «лицо от автора»; все, что происходит с ним, заслуживает внимания, но не требует сопереживания. Мир, в котором Максудов очутился, куда интереснее самого Максудова, и мы не можем быть уверены, что рассказчик правильно понимает то, о чем рассказывает. По аналогии: примерно так доктор Уотсон описывает подвиги Шерлока Холмса, всегда оставаясь на периферии сюжета.

«Периферийность» Максудова изящно подчеркнута сценографом Еленой Качелаевой, которая обставила игровую площадку прозрачным пластиком, исписанным неразборчивыми, теснящимися строками. Понятно, что все это цитаты из булгаковской прозы; понятно, что рукописи не горят. Понятно, однако же, и то, что вглядываться в «граффити» стоит лишь тогда, когда на самой площадке ничего важного или хотя бы занятного не происходит.

Занятного в новом спектакле Театра им. Гоголя довольно много; всерьез важны лишь сцены с участием полусумасшедшего, но все-таки гениального режиссера Ивана Васильевича (Олег Гущин). Многие, должно быть, помнят, как в телевизионном «Театральном романе» эту роль сыграл (блестяще, спору нет) Максим Суханов, сознательно остававшийся в рамках карикатуры на К.С.Станиславского. У Гущина то и существенно, что он выходит за пределы булгаковской карикатуры: его герой – действительно герой.

Олег Гущин непринужденно гаерствует, помня о том, что в ключевых сценах играть ему придется страстно и серьезно. Ни он, ни Константин Богомолов не заботятся о портретном сходстве: небольшое, почти незаметное (м.б., не всегда сознательное) усилие лицевых мышц, и сходство возникнет само собою. С фотографиями К.С. лицо-маску (моську) Гущина не имеет смысла сравнивать, но с почтительно-задорными шаржами (скажем, с известным фарфоровым бюстиком Кукрыниксов) – имеет. И важно заметить, как подлинное лицо силится оживить приросшую к нему маску, как и насколько это удается. Темой спектакля остается тема насквозь фальшивого, омертвевшего театра, но к ней добавляется драматический контрапункт.

Перехвалить «Театральный роман» в Театре им. Гоголя мне совсем не улыбается. Эта сцена известна своей незадачливостью; можно опасаться, что вскоре после первых показов постановка Богомолова развалится на репризы и сильно изменится к худшему. Пока что в ней есть и юмор, и здравый смысл, и умный пафос. Завтра же – будь что будет.



Режиссер Константин Богомолов дебютировал весной 2003 года на Малой сцене Театра им. Гоголя. По пьесе Брехта «Что тот солдат, что этот» он поставил остроумную и очень внятную для нас историю о том, как армейская система ценностей (культ силы, извращенное чувство чести, патриотизм с уголовными наклонностями и пр.) превращает человека в животное. Это был не антивоенный, а именно «антиармейский» спектакль. Нынешней зимой Богомолов вернулся на счастливую для него Малую сцену, чтобы показать еще один сюжет о господстве ложных ценностей, которые не совмещаются ни с личным достоинством, ни с талантом, ни даже с жизнью независимого человека. Он поставил «Театральный роман» Михаила Булгакова.
источник статьи

Копирование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Фёдору Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, администратор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS