- ОТЗЫВЫ

- ИНТЕРВЬЮ

 Памяти Владимира САМОЙЛОВА

 

     

 

Главная  /  ПРЕССА  /  Пресса о ТЕАТРЕ  /  "Театральный Роман"  /  Елена Карвовская  

 

 

 

    ТЕАТР
 

«Записки покойника» берут за живое. «Театральный роман» в театре имени Гоголя

«Театральный роман» М.Булгакова - вещь совсем не сценическая, он написан вовсе не для постановки, и, самое главное, внутри него буйствует такое количество столь разных персонажей, что кажется невозможным свести их число к какому-то разумному. Ясно, что никакого романа не будет без главного героя Максудова и без великого Ивана Васильевича (как же без него, без самого Станиславского). Но вот вопрос – как перенести из романа на сцену целый сонм образов, очень ярких, характерных и издевательских?

Постановка Константина Богомолова очень удачно сохраняет близость к литературному первоисточнику, не следуя за ним буква в букву. То, что возникает на сцене – самобытное, интересное творение именно «по мотивам произведения М.А. Булгакова». Роман это одно, театр это другое: здесь свои законы, свои средства выразительности, но в то же время весь спектакль проникнут именно булгаковской интонацией, его юмором, иронией и даже фантасмагорией.

Спектакль построен так, что Максудов, все время находясь на сцене и участвуя во всех событиях, параллельно ведет свой рассказ, свою беседу со зрителем. Возникает очень интересный контраст между авторским текстом и событиями, происходящими с ним. Контраст усилен и тем, что Максудова играет Ильяс Тамеев, молодой актер с доверительной и очень приятной внешностью. Булгаковский текст в спектакле лишен злой иронии и желчности, все, что произносится от лица героя, говорится с детской наивностью и доверчивостью. Благодаря этому все происходящее выглядит еще более ярко и выпукло, подлеца не называют подлецом, его просто показывают зрителю во всей красе. Само по себе действие в сопровождении субъективного, наивного комментария очень интересный прием воздействия на зрителя.

Из романа на сцену перенесено более 20 персонажей, но актеров в спектакле только 9. Кроме Тамеева, Гущина и Гуляренко (Максудов, Иван Васильевич и Пряхина Людмила Сильвестровна) каждый актер играет по несколько ролей. Это решение несколько неожиданное - литературный источник дает простор для масштабного и массового действа - но вполне оправданное: спектакль становится очень камерным и уютным, он весь состоит из небольших сценок, и похож на собрание этюдов.

Очень интересно решено пространство сцены: полупрозрачная стена, покрытая надписями - это и есть роман: читая его, актеры словно осматривают пространство вокруг себя, но присвоить себе рукопись романа, подержать ее в руках не может никто. Даже сжечь роман, облив бензином, как это пытался сделать завистливый Ликоспастов, нельзя, потому что «рукописи не горят».

Все костюмы решены очень просто, в единой цветовой гамме (темные, холодные тона, только Максудов ходит по сцене в светло-сером костюме). Перевоплощения актера то в одного, то в другого персонажа держится исключительно на игре, внешние атрибуты сведены к минимуму.

Скажу отдельно об актерах, ибо актерская игра в этом спектакле вызывает исключительно восхищение: зал покорен с первых же минут спектакля и остается под этими чарами до самого конца. Спектакль разбит на два действия, первое – до начала репетиций и второе – работа по методу Станиславского. Основная роль во втором действии отводится Олегу Гущину. Иван Васильевич в его исполнении то смешон, то страшен, а то и вовсе жалок, будучи фигурой гротескной. В то же время он на удивление человеческий, близкий и узнаваемый. То он старик, занятый исключительно своими болезнями и гомеопатией, то младенец, играющий с куклой, то сдувшийся воздушный шарик, который преданные соратники накачивают специальным насосом, но одно он знает про себя точно: «я один режиссер, один». И в конце спектакля именно эту фразу поет ему словно колыбельную его любимая тетушка.

Нельзя не упомянуть и остальных актеров, поскольку каждый выход, каждый персонаж в этом спектакле - замечательная находка. Удивительные образы создает Андрей Алексеев – в начале спектакля он печальный кот, найденный Максудовым в подворотне. Он делит с хозяином стакан молока и с опаской шипит на пришедших гостей. Затем кот превращается в успешного литератора Бондаревкого – своего рода провожатого в мир литературы, а затем в актера Бомбардова – проводника по запутанному и совершенно непонятному для Максудова миру театра.

Превосходные, сочные женские образы создает Ирина Выборнова: ее манерные дамы удивительно похожи друг на друга и в то же время каждая наделена своим характером и по-своему опасна.

Удивительные яркие, типажные характеры удается создать Владимиру Прянчину, особенно покоряет «управляющий материальным фондом» Гавриил Степанович. Это порхающий ангелочек с балетной пластикой, который, вместо обещанных Ильчиным 2000, заставляет Максудова согласиться на 500, при этом неустанно напоминая о душе и о том, что «без денег намного легче». Удивительная находка спектакля – молодая актриса Евгения Лапина-Порватова, с легкостью играющая целых шесть ролей. Она и соблазнительная медсестра, и «ученица литератора», и молодая актриса, и …бородатый кооператор из Тетюшей, и буфетчик, осетриной спасавший театр от голода, и носатый Гоголь с ожившей фотографии.

Мир друзей-литераторов из романа представлен лишь «другом» Максудова Ликоспастовым, но исполняющий эту роль Андрей Зайков, кажется, соединил в этом образе вообще все черты булгаковских «литераторов». Чего стоит сцена в самом начале спектакля, когда он, смачно откусывая лимон, тоном знатока произносит: «Метафора не собака! Без нее голо!». Феерически играет Зайков и режиссера Фому Стрижа, отправляющегося на работу с актерами с воинственным криком: «Ууу, твари!!!».

Отдельно хочу отметить Андрея Болсунова, актера с удивительной внешностью и ярким талантом. В начале спектакля он появляется в роли Ксаверия Ильчина – как квинтэссенция всех Мефистофельских образов «Театрального романа». Из белого тумана к отчаявшемуся Максудову выходит бледный человек в роскошном длинном пальто. Гипнотизируя автора ледяным взглядом, он протягивает ему холодную, как лед, руку. В отличие от булгаковского Ильчина, принимающего Максудова в довольно прозаическом кабинете, но зато при свете молний, Ильчин в исполнении Болсунова сам по себе явление мистическое – он обращает в лед горячий чай, который доверчиво предлагает ему Максудов, а затем, уговорив автора прочитать ему роман, он словно высасывает с ним его кровь. Ксаверий Ильчин передвигается по сцене царственной походкой, он холоден, невозмутим и прекрасен. Тем удивительней вторая роль Андрея Болсунова в этом спектакле – встрепанный, всклокоченный дирижер-скандалист Романус, шумный баламут, готовый стравить в этом театре всех: от режиссера до автора пьесы. Текст, произносимый Романусом превращается в настоящий концерт, каждая его реплика переходит в какую-то песню в том числе «Аллилуйю». Заканчивается эта роскошная сцена дракой с режиссером Фомой Стрижем. В сущности, Болсунов контрастно создает в этом спектакле полярность – силу высшую – нечто демоническое, мефистофелевское, и силу совсем уж «низшую» - беса «из мелких».

Увы, увы… на бумаге очень сложно изложить впечатления от этого спектакля, поскольку они плохо укладываются в простые слова. Можно отстраненно описывать режиссерские находки, можно рассуждать о стиле и дизайне, но очень трудно описать чувства и эмоции, которые вызывает по-настоящему хорошая актерская игра. Каждая сцена при всей своей простоте оказывается у зрителя глубоко внутри, находит отклик, вызывает искренние переживания. Театр вообще отличается от всех остальных видов искусства именно тем, что его надо воспринимать «вживую», присутствовать в нем, чтобы почувствовать себя его частью. Хороший спектакль дает пищу не только разуму, но и воображению, будит эмоции зрителя, и дает ему возможность испытать ничем не выразимое мини-откровение. Именно такой спектакль - «Театральный роман» в постановке театра имени Гоголя.

Елена Карвовская, искусствовед

Февраль 2007 года

источник статьи - сайт ТЕАТР+КИНО

Копирование материалов сайта позволяется только со ссылкой на него или на первоисточник.  

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! администрация сайта проживает по адресу:  

Выражаю глубокую признательность  организациям: http://www.gogoltheatre.ru/, http://www.prazdniki.ru/ (и особенно Алексею М.), http://www.kinoexpert.ru, http://www.kinox.ru/, http://www.ruskino.ru/ и http://www.kino-teatr.ru/ за помощь в популяризации сайта. Отдельное спасибо латвийской газете "ВЕСТИ" и главному редактору этой газеты - В. Шулакову за содействие и помощь. Сердечная благодарность зав. лит. частью Театра им.Гоголя Богдановой И.Ю. за предоставленные материалы, админ. сайта театра им.Гоголя Д. Деменкову и драматургу Фёдору Ландрину за всестороннюю помощь и поддержку. И низкий поклон всем тем, кому не была безразлична судьба сайта с момента его рождения. 
   С уважением, администратор сайта, Dr.Sc.ing Леонора Кузнецова.
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS